Основные этапы формирования фаланги гоплитов: военный аспект проблемы

Одной из основных составляющих классического греческого общества являлась фаланга граждан-гоплитов, которая возникла в период так называемой «Архаической революции». Как справедливо отметил Э. М. Снодграсс, процесс возникновения фаланги был длительным 1. Этот долгий процесс, который иногда именуют «гоплитской революцией», — однако, скорее, следует говорить о поэтапной эволюции, — не стоял особняком от других сторон жизни древнегреческого социума, он был связан, [87] в первую очередь, с оформлением полиса как основной ячейки эллинской государственности. Поэтому совершенно правомочно рассматривать данный процесс в связи с изменением внутри самого общества, с выходом на главную роль в политике олигархов и демократов. Ведь изменения в военном деле напрямую связаны с эволюцией общества, особенно, это касается комплектования армии, что затем ведет к переменам в вооружении и тактики. Уже в архаическую эпоху у эллинов появляются разные модели военного дела, обусловленные региональными различиями: в Фессалии и западном побережье Малой Азии устанавливается господство всадников, в Северной Греции продолжается «героическая» дофаланговая эпоха, а в Южной — появляется фаланга гоплитов.

В историографии, особенно отечественной, многочисленные вопросы, связанные с появлением фаланги, обычно рассматривались в контексте социально-политического развития древнегреческого общества, в частности, в связи со становлением полиса. Чисто военный аспект проблемы привлекал гораздо меньше внимания, в основном с точки зрения места и времени появления фаланги. Настоящая работа призвана дополнить картину генезиса фаланги гоплитов военным аспектом проблемы. В статье будут обрисованы лишь наиболее общие тенденции в развитии и выявлены основные этапы формирования фаланги с учетом региональных особенностей военного развития древних греков.

Сначала посмотрим, какие существовали мнения в античности по поводу возникновения фаланги, ведь в древней традиции могут содержаться определенные исторические сведения, которые могут помочь нам объяснить процесс формирования фаланги. В целом, сами древние были склоны приписывать различные изобретения совершенно конкретным персонажам. Не является исключением и фаланга. Так, согласно одной версии, Пан первый придумал данное построение (Polyaen. I.2): “У Диониса стратегом был Пан; он первым изобрел строй, назвал его “фаланга”, построил правое и левое крылья”. Следовательно, сами эллины относили появление фланги к незапамятным временам. Кроме того, существовало и чисто евгемеричное объяснение названия (Schol. ad Nicand. Theriaca. 11): “Итак, Феофил, согласно Зенодоту, рассказывает, что в Аттике родилось два близнеца, их имена: Фаланг — мальчик, а Арахна — девочка; и Фаланг был научен Афиной вещам, касающимся гопломахии, а Арахна — ткачеству” 2. Таким образом, тут присутствует явно позднее объяснение, производящее фалангу от гоплитского боя, а ткачество от паука (αράχνη) и его паутины. Об этом же предположении свидетельствует и информация грамматика Филемона (ок. 200 г.), сообщающего нам значения данного слова (Philemon, 257. s. v. φάλαγξ): “фаланга: не только воинское построение, в каковом значении говорит Поэт [Гомер], но и, позднее, паук, большой и фалангообразный; строй; часть пальца человека; опора корабля”. Из свидетельства Филемона можно заключить, что название “фаланга” распространилось на паука позднее, вероятно, по аналогии передвижения его лап с синхронным движением строя воинов. Само же слово “фаланга”, как мы видим, у древних имело несколько значений. Евстафий более конкретно говорит о происхождении термина, комментируя один пассаж из “Илиады” (Eustath. ad Hom. Il. IV.250 (469, 15-25)): “Фаланги — от брусков (τα φαλάγγια), как говорят древние; таким образом у них назывались палки, отсюда ’’боевые фаланги’’, когда древние палками (τα ξύλα), дубинами и палицами сражались, поэтому считается, что называем и мы строения из бревен фалангами. И никогда вследствие этого не называется созданное пауками на балках дома паутинами (φαλάγγια); возможно, и поставленные под суда опоры поэтому многие зовут килями (φαλάγγια)”. Следовательно, епископ Фессалоник полностью отвергает связь названия строя с паутиной и указывает, что в древности господствовало мнение о происхождении слова от названия боевой палки-палицы. Схолия к “Аргонавтике” Аполлония Родосского также согласуется с сообщением Евстафия (Schol. ad Apoll. Rhod. II.845): “фаланга — вытянутая и закругленная палка (ξύλον)”. Об этом же говорит и схолиаст “Илиады” (Schol. ad Hom. Il. IV.254 [88] (Dindorf)): “фаланг] Поэт сказал об отрядах воинов, так как в древности сражались палками (ξύλοις). Фалангами же древние называли палки (ξύλα). Следовательно, еще и мы строения из бревен (εκ ξύλων) называем фалангами”. Таким образом, схолия повторяет в более краткой форме предыдущее сообщение. Первая часть объяснения Евстафия согласуется и с информацией Плиния Старшего (Plin. NH. VII.200): “Первыми африканцы провели битву против египтян палками, которые зовутся фалангами” (ср.: Hyg. Fab. 274). Итак, сами древние довольно логично объясняли происхождение названия строя тем, что в древности сражались дрекольем, откуда и возникло название “фаланга”. Плиний даже конкретно приписывает введение фаланги ливийцам, у которых данного строя не было вообще, но которые сражались с помощью дреколья (Hdt. IX.71; ср.: IV.180). Таким образом, рассмотрев версии древних о происхождении фаланги, мы видим, что происхождение строя объяснялось просто тем, что в незапамятные времена сражались палками. Впрочем, данное объяснение, скорее всего, составлено позднее, исходя из народной этимологии.

Страница 1 из 14 | Следующая страница