Японские средневековые доспехи: страница 1 |
---|
Доспех о-ёрой
Рис. 1. О-ёрой |
Доспех о-ёрой типичный для XI-XII вв. Видны характерные большие наплечники содэ, набедренники кусадзури и слабо отогнутые назад отвороты шлема фукигаэси. |
"В ту пору было ему лет двадцать, не больше. В темно-синем кафтане, окаймленном алой парчой по вороту и рукавам, в светло-зеленом панцире, опоясанный мечом с серебряной насечкой, преклонил он колени перед Ёсицунэ. Стрелы с орлиным оперением, темные с белой полоской, он почти все уже истратил в сегодняшней битве, но несколько стрел еще оставалось, концы их торчали выше головы из висевшего за спиной колчана, среди них – гудящая стрела "репа", украшенная соколиными и орлиными перьями вперемешку. Шлем Ёити снял и повесил через плечо на шнурах, а под мышкой он держал лук, туго оплетенный лакированным пальмовым волокном. <...> Конь у Ёити был вороной масти, рослый, могучий, сбруя увешана кисточками из шелковых нитей, лакированное седло украшено круглыми гербами – с выложенным перламутром цветком омелы."
Наверное, именно такой образ возникает у большинства людей при упоминании слова "самурай". Это великолепное описание взято из "Хэйкэ моногатари", знаменитой "Повести о доме Тайра", повествующей о войне двух могущественных кланов, Минамото и Тайра, продолжавшейся с 1180 до 1185 г. Это, пожалуй, самая известная война между самураями. История гибели целого рода, Тайра, в жестокой борьбе против своих непримиримых врагов, Минамото, породила множество художественных произведений, театральных постановок, иллюстрированных свитков, предметов быта и просто народных сказаний. Благородство и жестокость, верность и измена, трусость и храбрость, проявленные самураями в это время, вошли в легенды и известны любому мало-мальски образованному японцу. Благодаря обилию изображений героев войны Гэмпэй (как ее называют в самой Японии) перед глазами неискушенного читателя чаще всего встают самураи в доспехах именно этой эпохи. Мало кто, однако, представляет себе, как их изготавливали, окрашивали, носили и почему они именно таковы, каковы есть.