Как пали сильные
Институты легитимации римского государства и девиантное мышление
Если обратиться к истории Античности, мы обнаружим простые с точки зрения культурологического анализа институты легитимации, которые были ориентированы на поддержание замкнутой ментальности определенного типа, то есть в неявном виде и на подавление девиантного мышления. Именно относительная простота материала склоняет к тому, чтобы начать рассмотрение девиантного мышления как фактора культурной динамики с Античности.
Рассмотрим античные институты легитимации на примере римского государства. Скорректируем определение Ж.-Ф.Лиотара для ситуации идеациональной культуры, каковой, в соответствии с терминологией П.Сорокина, являлся Рим в период VIII-III вв. (архаика, Ранняя Республика). Во-первых, легитимация в идеациональной культуре осуществляется правовыми институтами. Вообще, в любой культуре, которая поднялась над первичным первобытным уровнем, правовые институты неизменно выказывают интенцию на удержание определенного социального статус-кво. Во-вторых, в идеациональной культуре легитимация обеспечивается институтами религиозными (а не научными, как в настоящее время). При этом религиозные институты, вырабатывающие нормы в первую очередь для собственного функционирования в соответствии с существующими представлениями о нуминозном, также освящают и подкрепляют своим авторитетом правовые акты, да и вообще всю сферу важнейших социальных и экономических действий.
Под правовыми актами мы понимаем здесь в первую очередь законотворчество как перманентный процесс в рамках предустановленной системы ценностей, но также и экстраординарные события, приводящие к расширению указанных рамок: определение меры наказания преступников в случаях, не имеющих прецедента, разовое награждение благами и привилегиями особо отличившихся граждан и т.д. Под важнейшими экономическими и социальными действиями понимаются: объявление войны и заключение мира, брак, наследование имущества, сельскохозяйственные циклы, строительство, похороны, внутренняя и внешняя колонизация (последняя в тот период была особенно актуальна для греко-римского мира).