Должен ли Китай присоединяться к процессу сокращения и ограничения ядерных вооружений?

28 июня 2024 года в конференц-зале Института мировой экономики и международных отношений Российской академии наук в рамках совместного проекта ИМЭМО РАН и Nuclear Threat Initiative «Россия и глубокое ядерное разоружение» прошла конференция на тему: «Перспективы участия Китая в процессе сокращения и ограничения ядерных вооружений».

 

В работе научного форума приняли участие российские ученые и эксперты в области ядерной безопасности, представители дипломатических посольств зарубежных государств, представители российских и зарубежных СМИ.

 

В составе участников был и автор статьи, эксперт Ассоциации военных политологов, доцент кафедры политологии и социологии Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова Александр Перенджиев вместе со студенткой Академии гражданской защиты МЧС России Ольгой Ярковой.

 

Эксперт Ассоциации военных политологов, доцент кафедры политологии и социологии Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова Александр Перенджиев

 

К сожалению, в работе конференции не приняли участие заранее приглашенные китайские независимые эксперты в области ядерной безопасности и представители посольства КНР в Москве. Их отсутствие частично компенсировали присутствующие на научном форуме китайские журналисты.

 

Безусловно, заявленная тема обсуждения уже содержала в себе определенную остроту и новизну, так как была посвящена проблемам возможного присоединения официального Пекина к переговорному процессу между Россией и США по сокращению количества ядерного оружия.

 

Ядерное разоружение должно приобрести не только двусторонний, но и многосторонний формат, – заявил в начале конференции руководитель Центра международной безопасности ИМЭМО РАН Алексей Арбатов.

 

В докладах специалистов по заданной теме научного форума была отражена озабоченность по поводу сложности и трудности как ее изучения, так и воплощения в реальный политический процесс.

 

Так, заместителем директора ИМЭМО РАН В.В. Михеевым было указано на то, что для США Китай экономически – «свой», а политически – «чужой».

 

Основные угрозы для себя официальный Пекин видит в экономической, а не в военно-политической сфере. Поэтому КНР не видит для себя ядерную угрозу со стороны Вашингтона, как, впрочем, и со стороны Москвы, несмотря на то, что США всячески стремятся снизить геополитическую роль Китая.

 

Проведена конференция на тему: «Перспективы участия Китая в процессе сокращения и ограничения ядерных вооружений»

 

Проректор по научной работе и международным связям Дипломатической Академии МИД России А.В. Лукин также отметил приоритетность экономических интересов для руководства КНР по сравнению с другими интересами, а также внешнеполитический курс официального Пекина на повышение своей роли в мире путем повышения уровня экономического развития своей страны.

 

Рабочий момент конференции

 

В то же время официальный Пекин стремится к тому, чтобы внутреннее развитие и, одновременно, внешняя политика, не были затратными. Однако экономическая модель развития, которая постоянно требует новых рынков сбыта, все больше вовлекает Китай в общемировое пространство. В результате в политической элите КНР сформировалось две группы.

 

Первая, она же пока доминирующая, выступает против активизации своей страны в международной политике, полагая, что для этого у Китая еще недостаточно сил и средств.

 

Вторая группа, связанная с силовыми структурами, но не являющаяся доминирующей, требует действий со стороны Китая на международной арене как «второй державы в мире».

 

Руководство КНР рассматривает Россию как важного партнера по поставке различных ресурсов. И хотя для нашей страны Китай по торговому обороту стоит на 1-ом месте, Российская Федерация, как торговый партнер у КНР стоит на 10-12 месте.

 

При этом наша страна для официального Пекина имеет имидж слабого геополитического партнера. Однако, по мнению А.В. Лукина, слабость Китая заключается в хрупкости политического режима, который может не выдержать проверки на прочность в случае снижения темпов экономического роста и обострения других социально-политических проблем.

 

Ведущий научный сотрудник Института США и Канады РАН В.И. Есин остановился на анализе возможного уровня развития ядерного потенциала КНР, отметив наличие его триединства: стратегического, тактического и оперативно-тактического оружия. При этом, ядерное оружие Китая включает как авиационно-воздушную, ракетную, так и морскую компоненту.

 

Докладчик также указал на развитие в КНР системы большого количества подземных тоннелей, которые могут быть предназначены для складирования и хранения значительного количества ядерного оружия.

 

Поэтому, по мнению генерал-полковника запаса Виктора Есина, Китай обладает весьма существенным ядерным потенциалом и должен принять участие в процессе сокращения ядерного оружия в многостороннем формате.

 

Выступление А.Г. Арбатова

 

В своем выступлении академик РАН А.Г. Арбатов обратил на противоречивое поведение Китая на международной арене в сфере ядерной безопасности. С одной стороны, официальный Пекин единственный из ядерных держав без всяких оговорок взял на себя обязательство не применять первым ядерное оружие.

 

С другой стороны, Китай – единственный член Совета Безопасности ООН, который не предоставляет никакой официальной информации о своем ядерном потенциале. В то же время, если бы официальный Пекин вдруг бы неожиданно заявил о своем намерении подписать пражский договор СНВ-3, – полушутя-полусерьезно заявил Арбатов, – еще не известно, как бы этот шаг отразился на интересах США и России.

 

Участники конференции

 

Возможно, что в этом случае Китай мог бы оказаться в весьма выигрышном положении. "Я не верю в трехсторонние переговоры по этому вопросу, – сказал в конце своего доклада А.Г. Арбатов. – Подобный диалог может происходить только по парам: США-Китай, Россия-Китай, США-Россия".

 

Однако по мнению заместителя директора Института политического и военного анализа Александра Храмчихина, Китай на такие переговоры никогда не пойдет, если только вдруг на него не будет оказано серьезное давление, способное привести к значительному ущемлению его национальных интересов. "Но кто такое давление может оказать?" – задается вопросом А. Храмчихин.

 

В ходе развернувшейся дискуссии участники конференции попытались ответить на такие вопросы:

  • «Насколько предсказуем Китай?»
  • «Насколько высока роль экономического китайского фактора?»
  • «На какие формы диалога может пойти официальный Пекин?»

 

Неожиданно в обсуждении этих острых проблем принял участие представитель китайских СМИ Ян Чжэн, который объяснил присутствующим, что, по мнению китайского народа и правительства, ядерное разоружение – это дело только США и России.

 

Китай не так силен в экономическом отношении. Ведь по уровню ВВП на душу населения он занимает 140-145 место в мире. В свою очередь, Пекин не претендует на гегемонизм в мире. Никакой «китайской угрозы» не существует, – заявил Ян Чжэн. – Ведь никто в КНР не говорит о «русской угрозе» из-за того, что большое количество россиян купили себе квартиры в Китае и там проживают!

 

Автор статьи - эксперт Ассоциации военных политологов, доцент кафедры политологии и социологии РЭУ имени Г.В. Плеханова Александр Перенджиев - обратил внимание участников конференции на неясность отношений между Китаем и Пакистаном в сфере ядерной безопасности.

 

Кроме этого, он предложил обсудить возможность заявления Китая о присоединении к процессу сокращения и ограничения ядерных вооружений только в составе всех остальных участников «ядерного клуба».

 

По мнению профессора Военного университета Минобороны России О.В. Кулакова между Китаем и Пакистаном в сфере ядерной безопасности противоречий нет, так как они являются союзниками против Индии.

 

Но у Китая может вызывать опасения потеря контроля со стороны официального Исламабада, которая может привести к захвату ядерного оружия пакистанскими террористами, – добавил А.Г. Арбатов. Так, в конце дискуссии участники конференции обратили внимание на роль ядерного потенциала Индии в противостоянии Китаю.

 

Например, по мнению заместителя председателя Комитета ученых за международную безопасность Л.Ф. Рябихина, официальный Дели – это одновременно и партнер США, и противовес росту могущества Китая. А создание Индией своей ПРО создает новый фактор угрозы для Пекина.

 

Таким образом, участники конференции пришли к мнению о необходимости комплексного решения изучаемой проблемы с участием и других государств, оказывающих значительное влияние на международную политику и безопасность.