МИХАЭЛЬ ВИТТМАН ПОСЛЕДНИЙ БОЙ В ВИЛЛЕР-БОКАЖ

МИХАЭЛЬ ВИТТМАН В ВИЛЛЕР-БОКАЖ


Михаэль Витман (Michael Wittmann)


Михаэль Виттмаи был профессиональным солдатом, поступившим в немецкую армию пехотинцем в 1934 г. в возрасте 20 лет. В 1937 г. он перевелся в первую дивизию войск СС, «Лейбштандарт СС Адольф Гитлер», и к моменту начала войны в 1939 г. дослужился до унтершарфюрера СС и командира бронемашины. В 1941 г. Виттман получил назначение на самоходное орудие нА Балканах, на котором и въехал в южные пределы России в момент начала операции «Барбаросса». Тут-то и началась его карьера как прославленного истребителя вражеской бронетехники, итогом которой послужили 138 неприятельских танков (и 132 артиллерийских орудия). Однако по-настоящему развернуться он смог не ранее 1943 г., тогда он был уже дважды раненым младшим офицером, награжденным Железными крестами I и II класса и назначенным командиром новенького «Тигра» в составе 1 -го танкового полка СС.


Михаэль Витман (Michael Wittmann) со своим экипажем. На заднем плане его "Тигр"


Виттман участвовал в победоносной операции под Харьковом, в тщетных попытках прорвать советскую оборону на Курской дуге и в зимней кампании, последовавшей после отступления немцев на запад. В один-единственный день — 13 января 1944 г. — он уничтожил 19 русских танков и три тяжелых самоходных орудия. За этот эпизод Виттман удостоился Рыцарского креста и повышения, став оберштурмфюрером СС. Затем его отозвали на Запад в состав 101 -го тяжелого танкового батальона СС с базой к северо-западу от Парижа, где в апреле Виттмаиа назначили командиром 2-й роты.

В день «Д», 6 июня, батальон вызвали в Нормандию. Однако он попал под удар авиации, и наступило уже 10 июня, когда сократившаяся в численности часть добралась до границы района боевых действий. Одним из танков командовал обершарфюрер СС Бальтозар Волль, стрелок орудия у Виттмана в ходе Русской кампании. Волль, который и сам имел все основания считаться асом и даже заслужил Рыцарский крест — уже событие для военнослужащего унтер-офицерского звания, — занял место в танке командира.

12 июня Виттман получил приказ выйти на позицию к северо-востоку от Виллер-Бокаж, чтобы противодействовать предполагаемому прорыву британской бронетехники к северу. Формирование Виттмана состояло из шести PzKpfw VI и по меньшей мере одного PzKpfw IV. С правого фланга у него дислоцировалась 1-я рота гауптштурмфюреро СС Мёбиуса.

В 8.00 13 июня вражеская бронетехника: эскадрон «А» 4-го добровольческого (йоменского) полка графства Лондон (CLY) — танки «Кромвель» и как минимум один «Шерман-Файрфлай» — начал с остановками продвижение по дороге. По всей видимости, Виттман решил отправиться на разведку и обошел противника, чтобы вступить в селение. Почти сразу же он завидел три из четырех бывших там вражеских танков и вывел их из строя огнем 88-мм пушки.

Виттман продвинулся мимо центра селения и вступил в огневое соприкосновение с танками эскадрона «В», получил по меньшей мере одно попадание от танков «Шерман-Файрфлай». На этом этапе «Тигр» отступил и устремился прямо на танк Дойезо, выдержав два выстрела его 75-мм пушки, после чего уничтожил «Кромвель».


Могила Михаэля Витмана и его экапажа в деревушке Гомениль (Франция)


Витман съехал с дороги и среди домов двинулся вверх по склону холма. Он расстрелял полугусеничную бронемашину в хвосте колонны, а затем переключил внимание на «Файрфлаи» эскадрона «А». После этого настал черед остальных машин эскадрона. Витгман медленно прошелся по всей длине колонны, подстрелив 25 машин прежде, чем вернуться в селение, на сей раз в компании еще двух «Тигров» и PzKpfw IV. Но Виттман не знал, что путь ведет его прямо в ловушку, где его ждал выстрел из противотанковой пушки, перебивший левую гусеницу.

Виттман с экипажем бросил машину и, осознав возможность остановить продвижение британцев на донном участке, пешком отправился в штаб Учебной танковой дивизии, расположенный в 6 км к северу. Он вернулся с ротой PzKpfw IV, которую скоро усилили «Тигры» Мёбиуса, и без особых сложностей овладел селением, отбив его у противника. Через двое суток Виттмана вновь повысили в звании и наградили мечами к Рыцарскому кресту.


Все что осталось от "Тигра" Витмана. Сам он и его экипаж погибли в нем.


8 августа Виттмои захватил селение Сенто на дороге Каи — Фалез, однако уже вечером пал жертвой «Шерманов». Он уничтожил два из восьми и вывел из строя третий, когда его танк очутился под огнем остальных пяти. Никто из танкистов в «Тигре» не уцелел, и Виттман с экипажем похоронили в братской могиле в деревушке Гомениль. Спустя неделю крышка Фалезсхого котла захлопнулась, и вскоре все «Тигры» на данном участке так или иначе разделили судьбу машины Виттмана.