Проект перспективного танка «Лидер 2024-2005»

Конструкторское бюро Ленинградского Кировского завода еще в тридцатых годах прошлого века успело создать несколько оригинальных конструкций танков. Позже, после нападения Германии, конструкторы ЛКЗ принимали непосредственное участие в строительстве «Танкограда», не забывая про создание новых типов бронетехники. По окончании войны ЛКЗ активно работал над развитием отечественного танкостроения. Именно в КБ Кировского завода был создан первый советский серийный танк с газотурбинным двигателем, ему же принадлежит первенство и по ряду видов оборудования, без которого современный танк просто немыслим. В целом, инженеры ЛКЗ всегда старались быть в первых рядах. Их проект, известный под кодовым названием «Лидер 2024-2005», только подтверждает этот тезис.

В самом начале девяностых в конструкторском бюро завода были начаты работы по теме «высокозащищенного танка с экипажем из двух человек». Даже по современным меркам такая задача выглядит, как минимум, непростой. Однако инженеры КБ ЛКЗ смогли выработать облик машины будущего. Согласно воззрениям начала девяностых, новый танк должен был пойти в войска в первой половине следующего десятилетия. Правда, экономическая и политическая ситуация в стране в итоге привели к тому, что «Лидер 2024-2005» не был даже воплощен в металле в виде опытной машины. Тем не менее, для отечественного танкостроения этот проект был настолько нов и интересен, что он достоин рассмотрения.

Требование по максимальному сокращению экипажа до двух человек повлекло за собой ряд концептуальных изменений. Во-первых, механик-водитель и командир-оператор вооружения должны были иметь ряд аппаратуры, которая снижала бы нагрузку на них в ходе боевой работы. Во-вторых, всего один человек, ответственный за вооружения, не позволял делать орудийную башню по тем же «шаблонам», что и раньше. Из второго аспекта следовало то, что экипаж можно было разместить вместе, внутри бронированного корпуса. Инженеры ЛКЗ решили, что оба члена экипажа должны находиться рядом в передней части танка. Для дополнительной защиты предполагалось поместить рабочие места водителя и командира внутри сильнобронированной капсулы. Внутри капсулы также размещался ряд оборудования для жизнеобеспечения людей. Согласно предварительному проекту, танк должен был иметь автономность не менее трех суток. Кроме брони корпуса и капсулы дополнительную защиту от современных и перспективных противотанковых средств осуществляло моторно-трансмиссионное отделение, размещенное в передней части «Лидера». Ценой своей работоспособности оно должно прикрывать бронекапсулу экипажа. Наконец, танк предполагалось оснащать модульным дополнительным бронированием и любым из доступных комплексов активной защиты.


В качестве силовой установки для «Лидера 2024-2005» был выбран газотурбинный двигатель мощностью не менее 1700-1800 лошадиных сил. Разработка этого ГТД была начата одновременно с созданием самого танка. Компактность такой силовой установки позволила разместить МТО в передней части бронемашины без проблем с центровкой. Ходовая часть перспективного танка с передним расположением ведущего колеса и семью опорными катками на борт имела торсионную подвеску. Согласно расчетам инженеров, «Лидер» смог бы разгоняться до 90-95 километров в час по шоссе. Однако, судя по имеющимся данным, такие превосходные цифры достигались бы путем огромного расхода топлива. В то же время, нельзя не признать, что планка скорости в 90 км/ч выла бы вполне по силам новой бронемашине. Так, в 1990 году, в ходе исследований, серийный Т-80У смог разогнаться до скорости в 86 км/ч. Очевидно, обновленная ходовая часть «Лидера 2024-2005» с более мощным газотурбинным двигателем вполне могла бы обеспечить ему новый рекорд скорости.

Вооружение танка «Лидер» предполагалось делать столь же новым и необычным, как и прочие нюансы его конструкции. «Главный калибр» – 152-миллиметровая гладкоствольная пушка. С ней должен был быть спарен пулемет ПКТ или более серьезный КПВТ. Кроме того, конструкция танка позволяла установить дополнительную телеуправляемую башню с еще один пулеметом. Однако наибольший интерес представляет пушка. Согласно проекту, она монтировалась в бронированном «ящике» за пределами бронекорпуса танка. Система крепления позволяла пушке качаться в вертикальной плоскости. Что касается наведения по горизонтали, то оно осуществлялось так же, как и на «старых» танках: поворотом башни. Во внутреннем необитаемом подбашенном объеме инженеры разместили двухкольцевой автоматизированный механизм подачи снарядов. Благодаря такой схеме выбор боеприпаса нужного типа мог происходить гораздо быстрее, чем на существующих танках. Из механизированного «хранилища» выстрелы раздельного заряжания специальным подъемником выводились к крыше боевого отделения, где подхватывались автоматом заряжания и досылались в камору орудия. В боевом отделении было предусмотрено два люка. Один из них находился впереди и позволял экипажу при необходимости получать доступ к автоматике подачи снарядов. Второй сделали в корме, он предназначался для загрузки боекомплекта и обеспечения безопасности экипажа. По имеющимся данным, задний люк при детонации снарядов срывался со своих креплений и позволял взрывной волне, осколкам и пороховым газам покинуть боевое отделение, тем самым, снизив ущерб машине и экипажу.

Отдельно стоит остановиться на электронном оборудовании танка. «Лидер 2024-2005» ввиду особенностей работы экипажа планировалось оснащать развитой системой наблюдения. В частности, наведение орудия должно было осуществляться при помощи телевизионной системы, сопряженной с прицелом. Для наблюдения за окружающей обстановкой, в том числе в сложных метеоусловиях или ночью, «Лидер» мог комплектоваться тепловизорами. Вся информация с камер и тепловизоров выводилась на мониторы экипажа. Кроме того, рассматривались вопросы установки на перспективный танк системы слежения за непросматриваемой зоной в непосредственной близости от машины (ультразвуковая или радиолокационная), а также оборудования для автоматического обнаружения, сопровождения и атаки целей всеми доступными видами вооружения.

Как видим, проект «Лидер 2024-2005» даже на ранних стадиях представлял собой оригинальную, интересную и смелую конструкцию. Понятно, что часть из революционно новых идей не дошла бы до серийного производства по причине их сложности и высокой стоимости изготовления. Но основная масса нововведений обязательно дожила бы до серийного производства. Только подкачало время. Конструкторы Кировского завода работали над новым танком в то время, когда на новые проекты просто не было денег. В ходе исследовательских и конструкторских работ были проверены некоторые идеи и решения. Однако целый «Лидер», соединяющий в себе все описанное выше, так и не был построен. Первая информация о существовании этого проекта попала в свободный доступ где-то во второй половине девяностых. Одновременно с ней появились и слухи о существовании, как минимум, одного опытного экземпляра. Только вот с тех пор прошло лет пятнадцать, а версия о существовании «Лидера» в металле до сих пор не нашла своего подтверждения.

Все Свои: новейшие препараты для лечения пародонтита ведущие специалисты.