Тяжёлый танк Т-35

Т-35 — тяжёлый танк 30-х годов, выпускавшийся в СССР. Является единственным в мире пятибашенным танком серийного производства (в период с 1933 по 1939 годы была произведена 61 машина). Был самым мощным танком Красной армии 30-х годов. До 1941 года не участвовал в боях, однако использовался во время военных парадов, являясь зримым воплощением военной мощи Советского Союза. Т-35 участвовал в боях начального этапа ВОВ, однако довольно быстро были потеряны, но, согласно имеющимся отчетам, в основном из-за возникающих неисправностей.



Разработка и производство


Работы над тяжёлым танком в СССР начались ещё в конце 20-х годов, но отсутствие у отечественных конструкторов необходимого опыта в данной области не позволяло разработать полноценную боевую машину. Выходом из сложившейся ситуации стало приглашение немецких конструкторов под руководством Эдварда Гротте, которые в 1930 г. прибыли в Советский Союз и совместно с молодыми инженерами начали проектировать тяжёлый танк. И хотя танк ТГ созданный под руководством Гротте в серию не пошёл, советские конструкторы смогли получить бесценный опыт, который был использован при проектировании отечественных тяжёлых боевых машин.



После того как были прекращены работы над танком ТГ КБ, в состав которого входили работавшие с Гротте советские инженеры под руководством Н. В. Барыкова приступили к разработке собственного тяжёлого танка. Задание было выдано Управлением механизации и моторизации Рабоче-крестьянской Красной армии и в нем говорилось: «К 01.08.1932 года разработать и построить 35-тонный танк прорыва типа ТГ». Во время проектирования танка Т-35 конструкторы использовали полуторалетний опыт работы над танком ТГ, результаты испытаний немецких «Гросстрактор» под Казанью а также материалы комиссии по закупке бронированной техники в Великобритании.

Сборку первого прототипа, который получил обозначение Т-35-1, окончили 20 августа 1932 г. а 1 сентября танк показали представителям УММ РККА. Вес танка составляла 42 тонны, толщина брони — 30—40 миллиметров, в вооружение входили: одна 76-миллиметровая и две 37-миллиметровые пушки (вместо 76-мм орудия на Т-35-1 был установлен макет), и три пулемёта. Экипаж танка состоял 10—11 человек. Габариты танка: длина 9720 мм; ширина 3200 мм; высота 3430 мм. Запас хода 150 км (по шоссе). 500-сильный двигатель М-17 позволял развивать танку скорость до 28 километров в час. Удельное давление на грунт составляло менее 0,7 кг/см. Опорные катки сгруппировали попарно по три тележки на один борт. Верх главной башни имел округлую форму.



Т-35-1 во время испытаний прошедших осенью 1932 года показал хорошие результаты и удовлетворял военных, однако было отмечено несколько недостатков в силовой установке танка. Кроме того, конструкция пневматических приводов управления и трансмиссии была слишком сложной и дорогостоящей для массового производства. Конструкторам предложили доработать проект по выявленным недостаткам, усилить вооружение а также провести унификацию некоторых деталей (например, главной баши) со средним танком Т-28.

Танковое производство завода «Большевик» в феврале 1933 г. выделили в отдельный завод № 147 им. К. Е. Ворошилова, при этом КБ Барыкова переформировали в ОКМО (Опытно-конструкторский машиностроительный отдел), который приступил к доработке Т-35-1.



Второй образец, получивший обозначение Т-35-2, был собран в апреле 1933 г., а 1 мая его привлекли для участия в параде на площади Урицкого (бывшая Дворцовая) в Ленинграде. Танк от Т-35-1 отличался, не только главной башей, но и установкой другого двигателя, формой фальшборта и некоторыми другим мелкими деталями.

Параллельно в КБ вели разработку чертежей серийного танка Т-35А. Танк Т-35А имел значительные отличия от Т-35-1(2). Ходовая часть была удлинена на одну тележку, малые пулемётные башни имели другую конструкцию, средние башни, имеющие увеличенную форму, оснащались 45-миллиметровыми пушками 20К, форму корпуса изменили, кроме того имелись и другие менее значительные отличия. Всё это стало причиной трудностей при изготовлении, поскольку танк Т-35А, по существу, являлся совершенно новой машиной.



Серийное производство танка Т-35 было поручено Харьковскому паровозостроительному заводу им. Коминтерна. Работу по улучшению танка начали в 1932 г. Руководителем работ стал Н. В. Цейц. 11.08.1933 г. Т-35 приняли на вооружение а с 1934 танк начал поступать в войска.

В 1933 г. выпустили 2 серийных образца, в 1934 начали к мелкосерийное производство. В различные годы было выпущено следующее количество танков: 1933 — 2; 1934 — 10; 1935 — 7; 1936 — 15; 1937 — 10; 1938 — 11; 1939 — 6.

Всего же с 1933 по 1939 годы было выпущено 2 прототипа и 61 серийная машина.



Во время производства в конструкцию множество раз вносились изменения. Например, в 1937 г. была увеличена толщина бортовых, нижнего и верхнего лобовых листов, броня башен и кормы стала изготавливаться из 23-мм бронеплит; мощность двигателя была повышена до 580 л. с.; вес танка возрос до 52, а затем и до 55 тонн. Число членов экипажа - от 9 до 11 человек. Последние шесть машин, выпущенные в 1938—1939 гг., имели башни конической формы, улучшенные уплотнения корпуса и изменённую конструкцию бортовых экранов. Также были усилены элементы подвески.

Конструкция танка

Т-35 являлся тяжёлым танком классической компоновки, пятибашенным, с двухъярусным расположением пушек и пулемётов. Бронирование танка было адекватным для времени его создания (необходимо отметить, что она не уступало и большинству танков начального периода Второй мировой войны), однако для выполнения задачи прорыва к началу войны его было недостаточно.



Корпус

Танка имел корпус коробчатой формы, сложной конфигурации. Корпус сваривался (частично клепался) из бронелистов толщиной 10 - 50 миллиметров. Толщина брони танка Т-35 в основном составляла 20 миллиметров (низ лобовой части, борта и корма). Башни выполнялись из брони толщиной 25—30 миллиметров. Слева в носовой части корпуса был выполнен смотровой люк механика-водителя имеющий смотровую щель, прикрытую стеклоблоком. Во время марша люк мог оставаться открытым (открывание производилось вверх, для фиксации служил винтовой механизм). Для входа/выхода механик-водитель использовал люк в крыше корпуса, расположенный над его рабочим местом. Первоначально люк изготавливался как двухстворчатый, но позднее был заменен одностворчатым складным. Поздняя модификация танка, имеющая конические башни имела овальный люк, выполненный по аналогии с конструкцией башенного люка БТ-7. Главная башня имела шестигранный пьедестал — так называемый «шестигран». По его бокам располагались ящики, предназначенные для размещения приборов создания дымовой завесы. Позади кормовых башен были выполнены воздухозаборные жалюзи, которые прикрывались бронеэкранами, а также люк доступа к двигателю. Глушитель располагался позади люка. В верхнем листе кормы было выполнено круглое отверстие, предназначенное для установки вентилятора. Отверстие прикрывалось съёмным бронеколпаком, имеющим жалюзи.



Главная башня Т-35 и башня танка Т-28 первых выпусков были идентичными по конструкции (вплоть до момента введения конических башен у главной башни не было шаровой штатной установки кормового пулемёта). Она имела цилиндрическую форму и развитую кормовую нишу. В передней части на цапфах устанавливалось 76-миллиметровое орудие, справа от него размещался пулемёт. Для удобства экипажа башню оснащали подвесным полом.

Конструкция средних башен идентична башням танка БТ-5, однако без кормовой ниши. Форма башен цилиндрическая, с двумя люками для доступа экипажа. 45-миллиметровая пушка и пулемёт, спаренный с ней, устанавливались в ее передней части.



Малые пулемётные башни имели такую же конструкцию, как и пулемётные башни танка Т-28, однако, в отличие от них, были оснащены кольцевыми рымами, используемыми при демонтаже. Цилиндрические башни в носовой части имели смещённым вправо выступом. В ее лобовом листе размещался пулемёт ДТ в шаровой установке.

Последние серийные танки Т-35 имели конические башни, при этом конструкция их главной башни была идентична башне Т-28.



Вооружение

Вооружение Т-35 размещалось в расположенных в два яруса пяти башнях. В центральной башне была установлена 76,2-миллиметровая пушка КТ-28 образца 27/32 годов (планировалось что будет установлена ПС-3), которая являлась танковым вариантом полковой пушки обр. 1927 г. Ствол длиной 16,5 калибра. Начальная скорость боеприпаса — 381 метров в секунду. В качестве прицельных приспособлений использовался танковый перископ обр. 1932 г. и телескопический прицел обр. 1930 г. Справа от пушки монтировался пулемёт ДТ в шаровой независимой установке. В нише башни была выполнена щель для бугельной установки второго пулемёта ДТ. Щель закрывалась специальной бронезаслонкой. На некоторых танках для установки кормового пулемёта использовалась стандартная шаровая установка. Также, на люке башни при помощи турельной установки устанавливался ещё один ДТ, используемый для ведения огня по воздушным целям.

Пара 45-миллиметровых пушек 20К обр. 1932 г. устанавливалась в малых пушечных башнях, которые были расположены по диагонали (справа-впереди и слева-сзади). Начальная скорость бронебойного снаряда составляла 760 м/с. Пушки спаренные с пулемётами ДТ закреплялись на цапфах в подвижных бронировках. В пулемётных башнях, расположенных по диагонали (слева-впереди и справа-сзади) служили для установки пулемётов ДТ.



Боекомплект состоял из: 96 выстрелов к 76-миллиметровой пушке, 220 выстрелов к 45- миллиметровым пушкам и 10 тыс. патронов к пулемётам.

Таким образом, Т-35 был вооружен приблизительно как один средний танк Т-28 и два лёгких танка Т-26.

Двигатель и трансмиссия

V-образный двенадцатицилиндровый карбюраторный двигатель М-17 имеющий жидкостное охлаждение, был установлен в задней части корпуса. Мощность двигателя при 1450 оборотах в минуту составляла 500 л. с. Это позволяло танку развивать скорость до 30 км/ч по трассе и около 12 км/ч на пересеченной местности. Топливными баками ёмкостью 910 литров обеспечивался запас хода до 150 км по шоссе. Двигатель и механическая пятискоростная коробка передач соединялись через главный фрикцион. Механизмом поворота служили бортовые фрикционы, имеющие ленточные тормоза.



Ходовая часть

Каждая сторона гусеничного движителя состоял из: восьми обрезиненных опорных катков небольшого диаметра, шести поддерживающих катков имеющих резиновые шины, направляющих колёс оснащенных винтовым механизмом натяжения, ведущих задних колёс имеющих съёмные зубчатые венцы, мелкозвенчатых гусеничных цепей с открытым шарниром и скелетообразными траками. Траки соединялись пальцами, которые стопорились при помощи шплинтов. Между передними опорными катками и направляющими колёсами устанавливались натяжные ролики, которые предотвращают прогибы передних ветвей гусениц во время преодоления вертикальных препятствий.

Подвеска — блокированная, в тележке по два катка; подрессоривание при помощи двух спиральных пружин. Ходовая часть закрывалась 10-миллиметровыми бронеэкранами. Танк был способен преодолевать подъёмы до 36°, брод глубиной 1,2 м, вертикальные стенки высотой 1,2 м, рвы шириной 3,5 м. Удельное давление на грунт – 0,78 кг/см. На маневренности танка неблагоприятно сказывалось большое значение отношения его длины к ширине (> 3).



Электрооборудование

Танк оснащался радиостанцией 71-ТК-1, имеющей поручневую антенну вокруг главной башни, телефонным переговорным устройством на семь абонентов, системой дымопуска. Электрооборудование выполнялось по однопроводной схеме с напряжением сети 12В.

Размещение экипажа

Во время производства количество членов экипажа танка Т-35 колебалось от 9 до 11 человек, в зависимости от конструктивных особенностей конкретной серии. В большинстве случаев размещение экипажа выглядело так. В верхней – главной башне, которая была унифицирована с башней Т-28, размещалось три члена экипажа: командир (также выполняющий функции наводчика), пулемётчик, и радист (также выполняющий функции заряжающего). В двух башнях, в которых устанавливались 45-миллиметровые пушками, находилось по два человека — пулемётчик и наводчик, в пулемётных башнях — один стрелок. Главная башня от остальной части боевого отделения отгораживалась перегородкой. Задние и передние башни сообщались между собой попарно. Между гусеницами в передней части танка находилось отделение управления, в котором размещался механик-водитель (имел ограниченный обзор из-за того, что ветви гусениц сильно выступали вперёд, зачастую машиной управляли практически вслепую).



Техника, разработанная на базе танка Т-35

Танк Т-35 в качестве базы использовался для создания экспериментальной тяжёлой САУ (самоходная артиллерийская установка) СУ-14. На танк вместо башен устанавливалась ос смещением к корме просторная рубка. В рубке размещалось 203- или 152-миллиметровое орудие. Обе самоходки построили в единственном экземпляре. На вооружение их не приняли. Зимой 1941 г. во время битвы за Москву данные машины вместе с Т-100-У были сведены в отдельную тяжёлую роту САУ и отправлены на фронт. Сведений о боевом применении СУ-14 не обнаружены, однако данные машины сохранилась и сегодня выставляются в Кубинке в Музее бронетехники.



Боевое применение и служба

Первые танки Т-35 соответствовали оперативно-техническим требованиям, которые предъявлялись к тяжёлым танкам РККА. Кроме того, огневая мощь Т-35 превосходила мощь любых танков мира. Пять пулемётов (располагались в пяти вращающихся башнях) и три пушки обеспечивали круговой массированный огонь во всех направлениях одновременно, что давало определённые преимущества при борьбе с пехотой противника в глубине его обороны. Однако это стало причиной усложнения конструкции и потребовало увеличения количества членов экипажа. Тягово-динамические качества танка были недостаточны, что особенно сказывалось при повороте. Совокупность данных недостатков не позволяла в полной мере выполнять задачи, которые ставились перед тяжёлым танком. Большое количества башен было причиной того, что командир не мог осуществлять эффективное управление огнём. Слабое бронирование было причиной того, что танк был уязвим для артиллерии, а низкая подвижность и огромные размеры делали его прекрасной мишенью.



Было понятно, что необходима новая концепция тяжёлого танка. Экспериментальные танки СМК, и Т-100 создавались в рамках данной новой концепции. Танк КВ стал родоначальником первой удачной советской серии тяжёлых танков.

Таким образом, Т-35 к 1941 году морально устарел, но с вооружения его не сняли. По состоянию на 22.05.1941 г., в Красной армии насчитывалось 48 танков Т-35, которые стояли на вооружении шестьдесят седьмого и шестьдесят восьмого танковых полков тридцать четвертой танковой дивизии Киевского ОВО. Другие находились в распоряжении испытательных полигонов и военных учебных заведений. Все Т-35, которые имелись в распоряжении 34-й танковой дивизии, находились в районе Равы-Русской к началу войны и были практически сразу же потеряны. При этом всего 7 машин потеряли непосредственно в боях, 6 были в ремонте на момент начала военных действий, а другие 35 вышли из строя из-за неисправностей, сломались во время марша и были уничтожены или брошены экипажами. Последнее применение двух Т-35 - в битве под Москвой. Интересно, что существует большое фотографий брошенных танков Т-35, которые сделали немцы — простым солдатам и танкистам панцерваффе нравилось фотографироваться около «чуда враждебной техники».



В первые недели ВОВ полностью исправный и вероятно оставленный из-за нехватки топлива танк Т-35 был отправлен немцами на полигон в Куммерсдорфе, где его тщательно изучили немецкие инженеры. При этом они отмечали, что существуют трудности с транспортировкой машины — танк в железнодорожный габарит не вписывался, а переключение рычагов невероятно тяжёлое и изнурительное дело. Дальнейшая судьба данного танка неизвестна. Последним случаем боевого применения танка Т-35 было использование немцами в конце апреля 1945 г. одного трофейного Т-35 во время обороны Берлина. Данную машину перевели с испытательного полигона Цоссена и включили в состав четвертой роты одиннадцатого танкового полка. В составе роты он участвовал в боях около полигона, где и был вскоре подбит.

Танк Т-35 как символ мощи Красной армии

Как уже отмечалось, вплоть до начала ВОВ танк Т-35 в боевых действиях участия не принимали. Т-35 периодически использовали в войсковых маневрах, но главным из «полем боя» стали площади Киева и Москвы. Т-35 стали воистину зримым воплощением силы Красной армии. Начиная с 33-го года и вплоть до ВОВ танки Т-35 принимали участие во всех парадах. Правда, количество танков, участвовавших в параде, было небольшим. Например, 7 ноября 40-го г. на парады было выведено всего 20 машин (по 10 в каждом городе).



Кроме того, Т-35 изображены на агитационных плакатах. Интересным является тот факт, что изображение танка Т-35 присутствует на плакате 43-го года. В войсках в это время ни одного Т-35 не осталось, но «сухопутный броненосец» ощетинившийся пушками продолжал выполнять пропагандистскую функцию, олицетворяя собой мощь РККА.

Кроме того, упрощённое изображение танка Т-35 использовалось при оформлении медали «За отвагу».