Свидетельства античных военных теоретиков о делении конницы
Античная традиция сохранила до нас в трех "Тактиках" два варианта разделения эллинистической конницы, один из которых принадлежит Асклепиодоту, а второй - Элиану и следующему за ним Арриану. Традиционное мнение о том, что все три тактики восходили к несохранившемуся сочинению Посидония, который, в свою очередь, черпал информацию из "Тактики" Полибия, не вызывает особых возражений. Следовательно, по крайней мере, определенная часть материала в сохранившихся "Тактиках" восходит к полибиевой традиции. Возможно, Арриан черпал информацию для своей "Тактики" непосредственно из сочинения Элиана. Основная часть данных "Тактик" относится ко III-II вв. до н. э. Между двумя упомянутыми версиями разделения конницы оказываются существенные различия, которые, возможно, связаны с переработкой с целью сокращения и схематизации своего текста Асклепиодотом (или его непосредственным источником Посидонием?).
О разделении конницы самая древняя из "Тактик", работа философа I в. до н. э. Асклепиодот (Tact., 1,3) рассказывает: "... у нее [конницы] существует три вида: один - сражающийся вблизи, другой - издали, а третий - средний. И вблизи сражающийся вид равным образом пользуется самым тяжелым снаряжением: и кони, и люди отовсюду защищены панцирем, используя также длинные копья, из-за чего он прозывается и "копьеносным", и особенно "ксистоносным", либо "фиреоносным", когда некоторые носят еще и вытянутые щиты, посредством чего вместе со всадником защищен и его конь. Вид же, сражающийся издали, считается "лучниками" и "скифами", средний же вид - так называемыми "метателями": именно они сражаются на флангах, одни - луками, а другие - дротиками и используют остальное снаряжение, одни - это, а другие - то. Из них некоторые после метания дротиков сражаются вблизи, которые собственно именуются "легкими всадниками", а когда они только издали метают дротики - "тарентинцами".
Таким образом, Асклепиодот делит конницу по тактике, а не по вооружению. Всадники, сражающийся врукопашную, выделяются автором в один вид. При этом Асклепиодот скомбинировал для конников этого вида панцирное вооружение катафрактов, наименование которых он даже не упомянул, с оружием копьеносцев. С одной стороны, это логично, ведь и те и другие в бою должны были действовать на поле боя практически идентично, несмотря на разницу в вооружении,- атаковать врага. Но, с другой стороны, данным смешением автор вышел за рамки исторической реальности (по крайней мере, насколько она нам известна): катафракты не называются в источниках "ксистофорами": копье-ксистон не было для них типичным оружием, и уж тем более они в период эллинизма не носили овального щита.