Взятие Киева монголами
"В год (от сотворения мира) 6748-й (1240-й). Пришел Батый Киеву с силой тяжкой, со многим множеством силы своей, и окружил город, и осадила (город) сила татарская. И был город в осаде великой. И пребывал Батый у города, и воины его осаждали город, и нельзя было слышать (друг друга в городе) из-за звуков скрипа телег его, рева множества верблюдов его и ржания табунов его, и была заполнена земля Русская врагами..." *
Так начинается летописный текст об осаде и штурме столицы Руси монгольскими завоевателями. Попробуем нарисовать ход этого переломного события в жизни Киева, опираясь на рассказ Ипатьевской летописи, а также на другие письменные источники, работы историков, археологов, специалистов по истории вооружения и военного искусства.
Начнем с предшествовавших событий. После смерти Чингис-хана еще несколько десятилетий сохранялось единство огромной Монгольской империи, правителем которой стал третий сын "потрясателя вселенной" великий хан Угедей. При нем продолжалось выполнение задачи покорения мира. В поход на еще незавоеванные западные страны были отправлены соединенные силы империи с одиннадцатью ханами-чингисидами. Возглавить войско было поручено Бату-хану (известному на Руси как Батый) — внуку Чингиса от его старшего сына Джучи.
Зимой 1237—1238 годов монгольское войско разгромило Рязанскую и Владимиро-Суздальскую земли, а затем расположилось в волжско-донских степях. Отсюда высылались отряды, которые завершали завоевание Юго-Восточной Европы. Один из таких отрядов весной 1239 года взял Переяславль и разорил левобережье Днепра. Осенью того же года монголами был взят Чернигов. Тогда же отряд во главе с Менгу-ханом с разведывательной целью вышел на левый берег Днепра напротив Киева. "Встал он на той стороне Днепра у Городца-Песочного. Увидев город, удивился красоте его и величеству его. Прислал послов своих к (киевскому князю) Михаилу (Всеволодовичу) и к горожанам, желая их обмануть, и не послушали его". Поздние источники добавляют, что послы были убиты по приказу Михаила; эта деталь, скорее всего, была придумана в XV веке редактором княжеского жития (напомним, что Михаил был убит в ставке Батыя в 1245 году и провозглашен святым) и оттуда была заимствована составителями Никоновской и ряда других летописей.