Необычные танки Росcии и СССР. Танкетка ППГ-1, 1940 г.
Занимаясь созданием легких и средних танков сопровождения пехоты, советские инженеры-танкостроители искали возможности постройки машины несложной и недорогой в производстве, которая бы отвечала всем требованиям, предъявляемым к легким танкам. Основным направлением этих изысканий являлось создание танкеток, быстрых и маневренных и в то же время неплохо вооруженных, способных оказать непосредственную огневую поддержку наступающей пехоте, самостоятельно вести разведку и уничтожение живой силы противника. В 30-х годах прошлого столетия СССР закупил несколько образцов английской танкетки «Карден-Лойд», на базе которой в дальнейшем была спроектирована и создана советская танкетка Т-27, принятая на вооружение автобронетанковых частей РККА. Однако боевые качества Т-27 оставляли желать лучшего: слабое вооружение, тонкая броня, ненадёжная ходовая часть машины и невысокая проходимость подталкивали инженеров заниматься созданием альтернативы этой танкетке. Затянувшиеся кровопролитные бои на Карельском перешейке во время советско-финской войны выявили ряд серьёзных недостатков Т-27, как, впрочем, и других, принятых на вооружение Красной Армии, машин. Учитывая острую необходимость военных в небольшой и маневренной машине, в конце 1939 года в КБ Кировского завода под началом Ж.Я. Котина начинаются работы над созданием нового образца ППГ-1(Передвижное Пулемётное Гнездо-первое), или другое существующее название - «объект 217», руководителем проекта и главным инженером был назначен Л.Е. Сычев. В течение нескольких месяцев создаются чертежи, разрабатывается ходовая часть машины и проводятся работы над созданием машины в металле.
В конце марта 1940 года был создан первый опытный образец машины, который тут же был отправлен на заводские, а затем войсковые испытания. Бронекорпус танкетки был собран из катаной брони, с толщиной броневых листов от 8 до 20 мм, расположенных с небольшим рациональным углом наклона. Фактическая боевая масса ППГ-1 составила 1,7 тонны. Вооружение состояло из двух танковых 7.62-мм пулемётов ДТ-29, установленных в шаровых опорах, в лобовом наклонном броневом листе толщиной в 20 мм, что позволяло вести стрельбу только по курсу движения с небольшим углом горизонтальной наводки, то есть сектор обстрела был крайне невелик. За лобовым броневым листом располагалось очень тесное боевое отделение, вдоль бортов которого был размещен боекомплект из 30 дисков для пулемётов ДТ. Отделение вмещало двух членов экипажа, причем во время боя оба стрелка находились в нём в положении лежа, что было характерной и необычной особенностью данного проекта. Однако такое размещение экипажа позволило сделать машину с очень низким силуэтом - всего 86 см, что позволяло сделать её менее заметной и снизить уязвимость ППГ-1 от огня противотанковой артиллерии.
На марше верх машины мог быть поднят и члены экипажа принимали положение сидя. Управление машиной осуществлялось только при помощи рычагов. Ходовая часть танкетки, заднее ведущее колесо-звёздочка, четыре обрезиненных опорных катка большого диаметра, опорные ролики и ленивец отсутствовали, функцию направляющего колеса выполнял первый опорный каток. Силовой агрегат машины - карбюраторный двигатель ПМЗ мощностью в 16 л.с., размещенный в кормовой части бронекорпуса, - позволял развивать по шоссе скорость 16-18 км в час. Тем не менее, из-за небольшой мощности двигателя, танкетка с трудом преодолевала подъём более 30 градусов, проходимость по бездорожью тоже была неудовлетворительной. Для перемещения на дальние расстояния предусматривалось использование грузовых автомобилей, в кузове которых танкетка ППГ-1 могла быть размещена для перевозки.
Результаты испытаний оказались крайне неудовлетворительными, возложенных на неё надежд машина не оправдала. Несмотря на неплохое бронирование и небольшую высоту корпуса, проект обладал серьёзными недостатками - ограниченный сектор обстрела, очень неудобное, сказывающееся на боеспособности расположение экипажа, низкая маневренность и проходимость привели к тому, что от дальнейших испытаний отказались. Проект был признан бесперспективным и не имеющим никакой технической или военной ценности. Заказ на изготовление опытной партии машин был отменён, и вскоре все работы по проекту ППГ-1 были прекращены. На этом, можно сказать, были прекращены производство и разработка машин такого типа. В истории отечественного танкостроения «Объект 217» остался одним из последних образцов танкеток, созданных в Советском Союзе в предвоенные годы.