Самоходная установка ЗиС-30

Первые же недели войны выявили огромную потребность Красной Армии в мобильных противотанковых и зенитных самоходках. Поэтому уже 1 июля 1941 года Народный комиссар вооружения Ванников подписал приказ следующего содержания:

«Ввиду острой необходимости противотанковых и зенитных самоходных артсредств и ввиду отсутствия специальной базы для них приказываю:

1. Заводу №4 разработать и изготовить 37-мм зенитную пушку на самоходном шасси;


2. Заводу №8 разработать и изготовить 85-мм зенитную и противотанковую пушки на самоходном шасси;

3. Заводу №92 разработать и изготовить 57-мм противотанковую пушку на самоходном шасси.

При проектировании установок ориентироваться на широко освоенные промышленностью и применяемые в артиллерии грузовые автомашины повышенной проходимости или гусеничные трактора. Противотанковые орудия должны иметь к тому же бронированную кабину. Проекты самоходных установок должны быть представлены на рассмотрение 15 июля 1941 года.»



В соответствии с этим приказом на заводе №92 была создана специальная группа проектировщиков под руководством П.Ф.Муравьева. В результате её интенсивной работы в конце июля из ворот завода вышли две самоходки: ЗиС-30 и ЗиС-31. Первая представляла собой вращающуюся часть 57-мм противотанковой пушки ЗиС-2, установленную на арттягач А-20 «Комсомолец», а вторая – ту же пушку ЗиС-2, но на специально забронированном трехосном грузовике ГАЗ-ААА. Сравнительные испытания двух машин, проведенные в июле-августе, показали, что ЗиС-31 при стрельбе более устойчива и обладает большей кучностью по сравнению с ЗиС-30. Однако вследствии того, что проходимость ЗиС-31 была значительно ниже ЗиС-30, предпочтение отдали последней. Согласно приказа Ванникова завод №92 с 1 сентября 1941 года должен был начать серийное производство ЗиС-30, однако трудности возникли там, где их никто не ждал. Выяснилось, что завод №37 в Москве – единственный производитель тягачей «Комсомолец» – в августе прекратил их серийное производство и целиком переключился на выпуск танков. Поэтому для изготовления ЗиС-30 заводу №92 пришлось изымать «Комсомольцы» из воинских частей и заниматься ремонтом машин, пришедших с фронта. В результате этих проволочек серийное производство самоходок началось только с 21 сентября. Всего до 15 октября 1941 года заводом было изготовлено 101 машина ЗиС-30 с 57-мм пушкой ЗиС-2 (с учетом первой опытной машины) и одна ЗиС-30 с 45-мм противотанковой пушкой.



Дальнейшее производство машин сдерживалось отсутствием тягачей «Комсомолец». Чтобы как-то выйти из этого положения, группа Муравьева по своей инициативе в начале октября спроектировала самоходку ЗиС-41. Она представляла собой вращающуюся часть пушки ЗиС-2, установленную на специально забронированный полугусеничный вездеход ЗиС-22 (последний серийно выпускался автозаводом ЗиС в Москве). Испытанная в ноябре 1941 года. ЗиС-41 показала неплохие результаты. Однако к этому времени пушка ЗиС-2 снималась с серийного производства из-за сложности изготовления трубы ствола и высокой стоимости. Кроме того, московский автозавод ЗиС эвакуировался и не мог дать достаточного количества вездеходов ЗиС-22. Поэтому в конце ноября 1941 года все работы по ЗиС-41 прекратили. Последняя попытка «реанимировать» ЗиС-30 была сделана в январе 1942 года. Группа Муравьева оснастила находившуюся на заводе первую опытную машину ЗиС-30 76-мм пушкой ЗиС-3 (вопреки многочисленным публикациям это орудие было поставлено на серийное производство только в конце декабря 1941 года взамен 57-мм пушки ЗиС-2). Однако дальше заводских испытаний этого образца дело не пошло.



Самоходки ЗиС-30 начали поступать в войска в конце сентября 1941 года. Все они пошли на укомплектование батарей ПТО в танковых бригадах Западного и Юго-Западного фронтон (всего ими было укомплектовано около 20 танковых бригад). Кстати, в документах того времени довольно сложно отличить машину ЗиС-30 от 57-мм пушки ЗиС-2. Дело в том, что заводской индекс ЗиС-30 не был известен в войсках и поэтому в военных сводках эти машины проходили как «57-мм пушки ПТО» – точно так же как и 57-мм пушки ЗиС-2. Только и отдельных документах они упоминаются как «самоходные 57-мм пушки ПТО». Тем не менее, в первых же боях ЗиС-30 показали себя очень хорошо. Так, уже 1 октября на пленуме артиллерийского комитета Главного артиллерийского управления (ГАУ) под председательством Э.Сателя. было доложено «об успешном боевом применении машин ЗиС-30. Однако при более длительной эксплуатации у самоходок выявилось множество недостатков. Так, к 15 апреля 1942 года в артком ГАУ поступили отзывы из войсковых частей на 57-мм противотанковые пушки ЗиС-2 и ЗиС-30. В отношении последней, в частности, было сказано следующее: «Машина неустойчива, ходовая часть перегружена, особенно задние тележки, мал запас хода и возимый боекомплект, велики габариты, слаба защищенность моторной группы, не обеспечена связь расчета с водителем. Стрельба часто ведется с поднятыми сошниками, так как нет времени на развертывание, при этом наблюдались случаи опрокидывания машин.» Тем не менее, при всех недостатках ЗиС-30 воевали и успешно боролись с вражескими танками. Однако к лету 1942 года в войсках практически не осталось этих машин. Часть из них была потеряна в боях, а часть вышла из строя ввиду поломок.