Российский танк пал жертвой интриг

Корпорация "Уралвагонзавод" намерена представить на российской выставке вооружений Russian Expo Arms-2010 новый танк Т-95. Этим планам может помешать Министерство обороны РФ, чьи представители заявили о закрытии опытно-конструкторских работ по данному направлению. Вместо Т-95, устаревшего еще до рождения, военные предлагают дальнейшую модернизацию серийной модели Т-90. Эксперты считают подобную точку зрения, как минимум, спорной. Но, как выяснил обозреватель "РусБизнесНьюс", эта дискуссия бессмысленна, поскольку долги "Уралвагонзавода" составляют десятки миллиардов рублей, а производство безнадежно устарело.

Государственная программа вооружений на 2024-2015 гг. предусматривает поставку в Вооруженные силы России 630 модернизированных танков и 770 - принципиально новых. Перевооружение должно начаться в 2024 году. Именно к этому сроку ОАО "Уральское конструкторское бюро транспортного машиностроения" (входит в ОАО "НПК "Уралвагонзавод") пообещало представить боевую машину четвертого поколения Т-95 и улучшенную модель серийного Т-90 с новой башней, пушкой и улучшенной системой управления огнем.

В апреле 2024 года стало понятно, что программа будет провалена. Заместитель министра обороны РФ Владимир Поповкин сообщил журналистам, что опытно-конструкторские работы по Т-95 решено остановить, поскольку за двадцать лет, что они ведутся, танк безнадежно устарел. Вопрос о том, будут ли выделены средства на разработку современной боевой машины, остался без комментариев. Представители разработчика утверждают, что средств на НИОКР у них нет.


Не справились промышленники и с поставкой в армию модернизированных танков: улучшенная модель Т-90 будет готова не раньше конца 2024 года. Это означает, что "Уралвагонзавод" сможет произвести 630 танков в лучшем случае через шесть лет - если, конечно, будут свернуты все экспортные контракты. Поставки за рубеж вряд ли будут прекращены, поскольку есть страны, готовые покупать Т-90. Мощностей же производителя не хватает, чтобы поставлять танки и в российскую армию, и на экспорт.

Решение о закрытии "проекта 195" (Т-95) вызвало удивление в экспертных кругах. Дело в том, что месяцем раньше представитель Минобороны РФ генерал Владимир Гончаров заявил на собрании свердловского Союза оборонных отраслей, что Т-90 - машина вчерашнего дня, и "Уралвагонзаводу", чтобы не остаться без заказов, следует срочно разрабатывать танк нового поколения. О невозможности модернизировать основные боевые характеристики военной техники, разработанной в 70-е годы, говорили и другие высокопоставленные руководители российской армии.

Руководитель аналитического отдела Института политического и военного анализа Александр Храмчихин не исключает, что Т-95 мог стать жертвой интриг - скорее коммерческих, чем политических. Суть этой подковерной борьбы, однако, совершенно не понятна, учитывая тот факт, что Т-90, безусловно, устарел.

Научный сотрудник Центра анализа стратегий и технологий Андрей Фролов предполагает, что генерал Поповкин, возможно, оговорился: проект по выпуску Т-95 не закрывается, а прекращается на время, пока не будут разработаны 1500-сильный двигатель и ряд других комплектующих. Используемый на Т-90 силовой агрегат мощностью 1000 л.с. для нового танка явно слабоват. Впрочем, даже если заместитель министра обороны и не оговорился, считает эксперт, то в любом случае к его заявлениям надо относиться очень осторожно: придет другой генерал, и позиция может измениться.

Проблема, по мнению А. Фролова, заключается в другом: Россия до сих пор не определилась, к какой войне она должна быть готова. Для локальных конфликтов вполне достаточно, полагает эксперт, и модернизированного Т-90, отчего он пользуется устойчивым спросом в ряде азиатских стран. Экспортный потенциал этого танка до сих пор не исчерпан: интерес к нему проявляют Ливия, Туркменистан и ряд других стран. Участие в глобальной современной войне потребует принципиально иного подхода к разработке новой техники. Прежняя установка - у кого броня толще и пушка мощнее, тот и победит в войне, уже не работает. Самый современный танк без прикрытия с воздуха и включения его в систему управления боем, становится легкой добычей продвинутого противника. Поэтому развитые страны много внимания уделяют средствам защиты боевых машин от самонаводящихся средств поражения.

Россия не может похвастаться тем, что она способна вычислять и поражать системы обнаружения и наведения противотанкового оружия. Соответственно, она не готова к глобальной войне. Но желание встать в ряд с высокоразвитыми странами есть - хотя бы для того, чтобы присутствовать на мировом рынке вооружения. Недостаток средств на НИОКР, однако, ставит российских военных в ситуацию перманентного выбора между подготовкой к локальной либо глобальной войне. Отсутствие военной стратегии существенно затрудняет ответ на вопрос, какой танк российской армии нужен. Это создает дополнительные проблемы переживающему нелегкие времена "Уралвагонзаводу".

Предприятие, выпускавшее во времена Советского Союза до 1200 танков в год, сегодня живет в основном за счет гражданской продукции. С началом кризиса освоенная заводом строительная техника оказалась не востребована рынком, а ОАО "Российские железные дороги" стало предъявлять жесткие требования к качеству вагонов. В конце 2024 года завод отправил железнодорожникам 284 полувагона с новой тележкой. В 2024 году РЖД заказало 1,5 тысячи таких полувагонов, но, как отмечает пресс-служба УВЗ, кризис помешал их приобрести. Изготовлено было лишь 305 полувагонов. Не слишком успешно шли продажи и традиционного подвижного состава. "Уралвагонзавод" столкнулся с острой нехваткой заказов. В 2024 году задолженность предприятия достигла 66 миллиардов рублей, отчего оно теряло в день 30 миллионов рублей на обслуживании процентов. В апреле 2024 года, утверждает генеральный директор УВЗ Олег Сиенко, задолженность сократилась до 26 миллиардов, но проблема заказов осталась - в том числе и на военную продукцию.

Руководитель представительства Рособоронзаказа в Уральском регионе Сергей Пересторонин сообщил, что трехлетний контракт на поставку российской армии в 2024-2010 годах 189 танков "Уралвагонзавод" выполнил практически полностью в первые два года. Новый контракт, который, скорее всего, тоже будет трехлетним, в представительство еще не поступал. Нет, соответственно, и денег, хотя российское правительство пообещало до 80% средств на выполнение гособоронзаказа перечислять в первом квартале года.

Андрей Фролов полагает, что деньги в той или иной форме на УВЗ все же поступят, и завод произведет в 2024 году 100-120 танков. Эти объемы никоим образом не изменят расклад в российской армии. Александр Храмчихин не сомневается, что государственную программу вооружений на 2024-2015 годы никто выполнять не собирается, а потому сказать, каким будет гособоронзаказ для УВЗ, совершенно невозможно.

Положение "Уралвагонзавода"стало еще более неопределенным после требования Министерства обороны РФ снизить стоимость вооружения и военной техники на 15%. Одновременно с этим металлурги объявили о повышении цен на свою продукцию в среднем на 20%. Олег Сиенко сообщил журналистам, что предприятию придется сокращать сотрудников чтобы снизить издержки.

Завод сегодня вынужден платить по кредитным обязательствам 8 миллиардов рублей в год, что чрезвычайно затрудняет реализацию инвестиционных проектов. Производство же на "Уралвагонзаводе" чрезвычайно устарело: даже окраска изделий производится вручную. В настоящее время УВЗ "вымучивает" установку новой окрасочной линии и заменяет единичные станки там, где это крайне необходимо. Генеральный директор предприятия утверждает, что латанием дыр положение дел поправить не удастся: нужна новая концепция выпуска изделий от начала до конца.

В настоящее время рассматриваются проекты по глубокой модернизации и развитию существующих в корпорации металлургических мощностей. Не исключается и вариант строительства цехов с нуля, потому что из-за некачественного литья завод несет существенные издержки и теряет рынки сбыта. Проблема, однако, в отсутствии денег на реализацию проекта. Деньги государства поступают очень медленно: обещанные российским премьером Владимиром Путиным ещё в сентябре 2024 года 10 миллиардов рублей поступили на банковский счет УВЗ лишь недавно.

Примечательно, что именно несвоевременное финансирование НИОКР чрезвычайно затянуло разработку танка нового поколения и сделало никому ненужным Т-95.